МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЕЛЬХЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
МКОУ "Гельхенская СОШ"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЕЛЬХЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
МКОУ "Гельхенская СОШ"
Дата создания образовательной организации 1922 г.
Сведения об учредителе: отдел образования администрации МР "КУРАХСКИЙ РАЙОН"
Местонахождение образовательной организации: 368188, Республика Дагестан, Курахский район, село Гельхен, ул. Надира Эмиргамзаева, д. 19
Местонахождение филиалов: нет
Контактные телефоны +7 989 469-42-25
Адреса электронной почты: mkou_gelhen@e-dag.ru
Режим: Школа открыта для доступа в течение 6 дней в неделю с понедельника по субботу, выходным днем является воскресенье. В праздничные дни образовательное учреждение не работает. В каникулярные дни общий режим работы школы регламентируется приказом директора по ОУ, которым устанавливается особый график работы.
Учебные занятия организуются в одну смену. Занятия дополнительного образования: кружки, секции, группы продленного дня, внеурочная деятельность, факультативы - организуются во вторую для обучающихся смену с предусмотренным временем на обед, но не ранее чем через час после основных занятий,
Начало занятий в 8:00, прибытие учащихся в школу в 07.50
Продолжительность уроков:
45 минут – 2-11 классы
35 минут – 1 класс
Время, в котором мы живём, поистине революционное. История страны пересматривается заново. Какие бы изменения не происходили в жизни народа, роль народного учителя сокровенна: учить подрастающее поколение читать и писать, воспитывать их в духе строительства новой жизни- быть преданными Родине , традициям дедов и отцов, бытъ крепкими телом и духом , морально устойчивыми.
О значимости образования народа знаем из истории. В.И.Ленин посвятил всю свою жизнь данной теме. Он считал, что строительство новой жизни нельзя разрешить без ликвидации безграмотности среди рабоче-крестьянского населения. Именно школа может осуществить цель в реальность.
Молодежь страны покидая классы, отравлялись по избранным дорогам в будущее стремились к высотам науки.
Воспитание истинного гражданина отечества священный долг каждой школы, поэтому надо осмысленно подходить к задачам просвещения. В свое время великий русский писатель Лев Толстой ввел в лексику такие слова, как « душа школы» Действительно, если подойти к данному вопросу с созидательной стороны, можно заметить, что ребенок спешит в школу- значит, что в ней есть душа.
Развитое общество, передовая экономика, богатая культура и наука это результат обучения сначала в классах, а затем в аудиториях.
Исследуя историю Отечества, видим, как страна развивается быстрыми шагами. Мы можем гордиться новшествами в отрасли экономики, культуры, науки и техники. Во всех этих преобразованиях немаловажную роль играет учитель. Несмотря на трудности, благодаря энтузиазму, учителя во все времена отдавали силы, осуществляли поставленные цели
Мудрый лезгинский поэт С.Стальский заметил, что учитель осветил безграмотное население. В дореволюционный период у лезгин не было своего алфавита. Они пользовались арабским алфавитом и языком. В то время образование было под властью религии.
До начала 1860 года школа существовало при мечетях, как мусульманская школа- медресе. В них дети получали образование и воспитание от служителей мечети. В аулах царское правительство запрещало строить школы, боясь последствий.
Только в ХХ веке, когда Дагестан по собственному желанию присоединился к России, стали открываться светские школы, выпускники которых поддерживали царский режим.
Так образовались две ветви школ. В корне противоположные друг-другу разные по структуре просвещения: школы при мечетях и русско-язычные школы.
Школы обучающих на русском языке было мало, поэтому не могли занять основное место в системе образования. Они утеряли свое значение в просветительской деятельности среди крестьян. У царского правительства, как ни старалось подчинить медресе, всегда быть осведомлённым в их делах- не получилось.
Чтобы построить школу, содержать и беречь ее, нужны были огромные средства. Царское правительство содержали школы, находящиеся под их непосредственным контролем за счет штрафов. Хотя эти школы были намного слабее во всех отношениях, они могли противопоставлять их исламским.
Светские школы, несмотря на низкие показатели стали укрепляться. Простые люди, устремленные к грамоте, прилагали усилия к открытию таких школ в сёлах. Отсутствие средств на существование, а так-же производство для создания социальных благ, затрудняло строительство светских школ на местах.
В 1900 годы в наших селах читающих и пишущих на русском языке- не было. Просвещенные были только из обеспеченных семей, а мусульманское обучение в с.Гельхен существовало с давних пор. Могильные плиты медресе при мечети, место нахождения которого подтверждают старожилы- объективный факт.
Людей, изучивших и знающих арабский язык. в селе было немало. Многие из них образование получили за пределами села: в других селах и городах Дагестана, где можно было воспользоваться личными библиотеками.
Некоторые люди неверно понимали политику государства, не раскрывали сути направлений развития общества.В результате одни сжигали ценные книги по чьему-то указу, другие тащили их домой. третьи продавали. Быть может и в настоящее время на полках у таких людей лежат ценные для науки материалы .
Служители мечети не позволяли лезгинским детям читать и писать по напечатанным книгам.
С 1917 года в больших аулах число русскоязычных школ стало возрастать, что повышало уровень грамотного населения
В 1922 году в Гельхене открыли школу из трех классов, которая находилось в медресе Абдулмуталиба и в доме Мирзабека. Обучение велось на лезгинском языке. Заведующим этой школы был Эфендиев Махмуд из села Штул.
В школе учились малое количество детей. Вот их список:
1.Абдулкеримов Магомед
2. Абдулгафаров Исмаил
3. Абдурахманов Ибрагьим
4.Гаджиев Хидирнеби
5. Гасанов Салман
6.Ильясов Казимагомед
7. Магомедов Абдурахман
8.Музулова Гюлергьан
9. Нурудинов Илагьдин
10. Раджабов Абукар
11.Шабанов Шабан
Культура дагестанского народа процветала. За малый промежуток времени как в сельском хозяйстве, так и в промышленности произошли большие изменения,которые в корне изменили культуру, искусство и идеологию ле:згин. Но главная причина, тормозившая преобразования в дальних областях составляла ликвидация безграмотности. которая требовала огромных усилий.
Среди взрослого населения было огромное количество неграмотных людей. Поэтому в селах открывались школы, и в домах возле школ создавались ликбезы. В целях экономии средств на содержание учителей для таких пунктов привлекались из местных кадров.
В 1928 - 1929 годах в школах писали на аджаме, составленном на основе арабских букв и знаков На данный период уровень развития учителя был невысоким. В близлежащих населенных пунктах создавались годичные и двухгодичные курсы подготовки учителей для сельской местности. Первые учителя нашего села закончили такие курсы.
В 1929 году заменили аджам латинским, что вновь привело к безграмотности населения. Газеты ,журналы выходили на латинском алфавите. Журналы, газеты да и литературу читать невозможно было - надо было начинать сначала.
В 1930 году были приняты меры для строительства школ. В нашем селе в 1939 году была построена довольно- таки высокая школа с большими окнами из семи классных помещений.
Так, в целях экономии расходов. в больших селах стали открываться школы-интернаты. В 1932 году в Гельхене открылась семилетняя школа, куда приходили дети проживающих рядом селений. Контингент учащихся с каждым годом возрастал. С необходимостью расширения количества помещений школы, возникла необходимость строительства нового здания с возможными благоустройствами для детей, приходящих из отдаленных населенных пунктов.
Директором новой семилетней школы был назначен первый учитель села Гасанов Рамазан. В 1935 году был первый выпуск учащихся этой школы. Их было всего 10 человек.
1. Абдуллаев Жафер
2 Габибуллаева Залиха
3 Камалдинова Мина
4 Курбанисмаилов Али
5. Магомедов Рашид
6 Махмудова Жерият
7 Пирибрагимов Шихкерим
8 Раджабов Магомед
9 Рамазанов Гамзат
10 Эмиргамзаев Мислим
Одновременно с подготовкой местных кадров государство постановило обучить детей
русскому языку.
С l947 по 1952 годы школой руководил Сатайкин С. Л. С данного времени лезгинские дети стали с пристрастием обучаться не только языку, но и русской культуре. Русские учителя которые обучали наших односельчан грамоте.Вот их имена
Бабиченко В.П
Байкова Т.Н.
Воропаев П.С.
Гнездилова В.Н.
Грызунова Ю.С.
Денисова П
Заварзин О В.
Кадикова Е.В.
Касумова А
Карпенко А.И.
Кривопишина Е.М.
Лебедева Е.М.
Лемещева А.Д.
Максименко Н.И
Михеева Л.А.
Сатайкин С.А.
Сидоричева Р.А.
Выпускники школы и учителя села, односельчане провожали их со слезами на глазах, печалью и грустью, с чувством жалости, когда приходилось расставаться с ними.Дети, которые получали навыки чтения и письма у них, не забывают их благородство и мудрость.
1941 год. Многие учителя ушли на фронт по собственному желанию, встали в ряды ополченцев защищать Родину от фашизма среди, которых был и наш первый учитель Гасанов Рамазан. Коллектив школы и учителей собрали и отправили в фонд обороны двухмесячный заработок. Дети вкладывали непосильный свой труд работая в колхозе.
Некоторые взрослые дети, которые могли чему-то научить, сами еще подростки,
становились учителями. Такими являются ученики окончившие 7 классов и проподававшие по разным предметам Рагимов Абдулла, Камалдинов Магомед, Махмудов Салих, Магомедов Рашид.
Для повышения квалификации подобным учителям открыли в городах Махачкала. Буйнакск, Дербент, Хасавюрт в населённых пунктах Ахты, Касумкент специальные 1-2 ух годичные курсы обучения. Курбанисмаилов Курбанисмаил, Гаджикадыров Абдурагим, Мусаева Месмер, Гасанов Рамазан были таковыми курсантами
При семилетней школе с первого дня был интернат. На период обучения в интернат поселялись дети близлежащих сел. Кроме них в интернате могли питаться и дети из малоимущих семей, и дети тружеников.
Для нашего села это было благодатное время. Семилетняя школа, библиотека, гидроэлектростанция, ветряная мельница и радиостанция, богатый колхоз.
В период довоенных пятилеток, военные годы, государство уделяло большое внимание развитию культуры, социальной жизни села. Был принят закон о всеобуче молодежи. Стали открываться новые школы, повышаться социальный уровень народа. Так в 1939 году с помощью учащихся школы, педколлектива и техперсонала было возведено каменное здание школы, где детям создавались улучшенные условия для образования.
На этот период в школе работали и приезжие учителя. В 1954 году Гельхенская семилетка получила статус средней. Но из-за того, что директор школы Махмудов Махмуд был назначен учителем математики Курахской средней школы, работа средней школы в с.Гельхен была приостановлена. Через год был восстановлен статус средней школы. Во главе её встал учитель, получивший первым в селе высшее образование, молодой, обладающим глубоким умом и здоровым телом Махмудов Махмуд Аллахвердиевич
Количество обучающихся в стенах школы росло. Не хватало мест в интернате. Детей расселяли по домам жителей села. Возникла необходимость строительства мастерско, спортзала, библиотеки, актового зала. А так-же создавали условия для приезжих учителей. В прошлом построенное здание семилетней школы воспроизводило объем работ двух средних школ. Нужны были новые вклады. Молодой директор не опустил руки перед трудностями, а поднял всю общественность села: сельчан, учителей, учащихся и возвёл те корпуса из камня, что необходимы были для благоустройства школы. Хотя школа находилась далеко от районного центра, здесь были созданы все условия для обучения и воспитания подрастающего поколения. Школа стояла в почетном ряду среди школ Республики Дагестан.
В 1954 году состоялся первый выпуск средней школы.
Вот имена первого выпуска:
1.Аблдуллаев Салман- -с.Ашар 2. Байранбеков Байранбек- с.Квардал
2. Билалолов Далгат - - с.Гельхен 3. Велиев Халид - с.Цилинг
5. Джалилов Джамалдин - с.Ашар 6. Ибрагимова Кизтамам – с.Гельхен
7. Магомедов Сулейман -с.Ашар 8. Магомедов Хизрибег – с.Гельхен
9. Магомедов Рамазан -с.Ашар 10.Махмудов Махумуд - с.Ашар
11.Османов Сейфуллах - с.Усуг 12.Хибиев Хиби - с.Гельхен
13.Хибиев Али - с.Ашар 14.Шахпазов Ниязбег - с.Гельхен
Плечом к плечу в просветительской деятельности развития школы трудились школьные технички:
Ахмедова Зибеят, Якубова Седеф. Пекли хлеб для интернатских детей и кормили их в течении долгих лет: Шахсенова Мариян, Мусаева Байранкиз. Незаменимым сторожем работал Шиндиев Гаджирамазан, Шиндиев Габибуллах. Немало хорошего для родной школы сделали завхоз и шофер Гаджирамазанов Курбанмагомед, бухгалтер Эмиргамзаем Мислим. Нельзя не сказать слово о Магомедове Рашиде, который работал в начале учителем , а затем на разных должностьях, горячо болея душой за процесс работы в школе и её будущее. Год за годом Гельхенская средняя школа процветала. Обладая многолетним опытом, глубокими знаниями, мудростью. любовью к работе, Махмудов Махмуд Аллахвердиевич более тридцати трех лет выполнял обязанности директора. Его имя занимает значимое место в истории школы и соответсттвенно имеет правительственные награды : медаль « За доблестный труд». медаль
« Ветеран труда», медаль «50 лет Победы» звание «отличник просвещения РСФСР». Почетная грамота обкома КПСС ДАССР.
В 1966 году в с.Гельхен была построена коллективом железнодорожников Дагестана новая щитово-сборная школа на 150 мест. В то время в нашей школе обучались около 400 учеников из сел Квардал, Ашар, Кукваз, Урсун, Хпедж,Усуг, Хвередж и т.д. Из-за нехватки классных помещений возникла необходимость в классных помещениях. Так в 1978 году была построена и открыта новый корпус школы на 100 ученических мест.
Ещё тогда педагогический коллектив школы комплектован учителями высшего и средне-специального образования. Достойно с высокими показателями проработала команда бессменных педагогов, чей неустанный труд благородство души стали примером для подражания подрастающему поколению. Гасанов Рамазан, супруги Месмер и Махмуд Махмудовы, Савадат и Фаизат «Заслуженный учитель РД и Сейфуллах («Заслуженный учитель РСФСР и ДАССР», старший учитель) Махмудовы, братья Абдул (в будущем Ветеран труда. награжден Почетной грамотой Верховного Совета ДАССР) и Магомед Рагимовы ( Отличник народного образования». Ветеран труда. Награжден «Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР» «Почетной грамотой Курахского ОНО», Рамазанов Ахмад, Гаджиахмедов Ширинбег,
Гаджикадиров Абдурагим Депутат съезда учителей в г.Москве, награждён орденом «Знак Почета», Билалов Далгат «Ветеран труда», «Отличник Народного образования», «Старший учитель —методист» автор дидактических материалов для начальной школы, Яхьяева Селимат, Рамазанов Хидирнеби (Ветераны труда), Рамазанов М.Р. – поэт, ветеран труда. Рамазанов Раджаб ветеран труда, награжден грамотой Министерства образования РД. Неоценимую роль в жизни школы и села надлежит покойному учителю. поэту Камалдинову Магомеду. То,что он увековечил имена погибших в Великой Отечественной войне и других войнах отдает дань почтения его имени. Под его руководством был построен в сел. Гельхен Дом культуры –(первый в Курахском районе).
Если 1954 году в школе работал 1 человек с высшим образованием, сейчас все учителя имеют высшее и средне-специальное образование. А в селе более 100 человек получили высшее образование
Сегодня их просветительскую деятельность продолжают Махмудова Ф. А. Магамедрасулов Н.Я., Махмудов Р.С., Билалов Р.Д.,
Ахмедов Х.И.(Заслуженный учитель РД). Абдурахманов Э.Х., Юнусова Т.К.,Рамазанова Т.К., Гаджирамазанов Г.Р., Мусаев С.Р. Билалов В.Д. несут в передовых рядах знамя школы, за успешное обучение и воспитание подрастающего поколения.. Многие выпускники окончили школы с золотой и серебряной медалью. Среди них можно отметить Махмудова Х.М., Махмудову Э.М., Рамазанова Р.А., Рамазанова Р.М., Раджабова Р.М., Махмудову И.М.Махмудову К.Р.
За отличные успехи в учебе и воспитании подрастающего поколения в соц.соревновании, посвященном 100 летию В.И.Ленина, в 1970 году Гельхенская средняя школа была награждена Красным Знаменем Курахского РК КПСС. Ученики испокон века продолжили традиции наставников. Знания и навыки по математике Гашимова Рагима и Заслуженного учителя РСФСР и ДАССР Махмудова Сейфуллаха продолжили их ученики и достигли высот науки доценты кафедры математики ДГПУ Махмудов Х.М., Абдулгалимов И.Н.. кандидат экономических наук Эмиргамзаев А.Г
Учителя физкультуры Курбанисмаилов Курбанисмаил и Камалдинов Неби подготовили мастеров спорта, призеров Всесоюзных турниров, чемпиона Европы по кикбоксингу Эмиргамзаева Садира. Серебряного призера параолимпийских игр в Греции и в Пекине Билалова Зейнидина, мастера спорта по дзю-до Эмиргамзаева А.Г.
Талантливый от бога трудолюбивый мастер на все руки учитель, Отличник Народного образования, кавалер ордена «Знак Почета», делегат Всесоюзного съезда учителей, Ветеран труда Гаджикадиров Абдурагим под личным руководством прославил на весь Дагестан имя средней школы села Гельхен конструкторскими проектами из кружка ракето- и авиамоделистов. Среди них можно выделить братьев Гаджикадировых Османа и Лукмана, Курбанисмаиловых Алижана и Джафера, Шахпазовых Исамудина и Сейфудина, ныне поэт член Союза журналистов Дагестана; Магомедова Рамазана, Ахмедова Зейнидина, Усеева Ибрагима. Махмудова Хейруллаха, Эмиргамзасва Надира, Магомедова Рамалдана и др. Сконструированные ими модели ракет и самолетов участвовали на республиканских и союзных соревнованиях выставлены на ВДНХ. За отличные достижения кружковцы отдыхали в пионерских лагерях международной категории «Орленок» и «Артек»- Ахмедов З.И.
Директором школы так-же работали Ахмедов Х.И. – 1986-1990 г.г и 2000-2005 годы
Гашимов Рагим – 1990-2000 г.г.
Хидирлясов Х.М. – 2005-2017 годы
Камалдинов К.М.- 1987-1989 г.г. директор Усугской СОШ,директор Гельхенской СОШ- 2005 г
Рамазанов Р.М. -2017 г -
Выпускники Гельхенской средней школы работают в различных сферах деятельности
- медицина:
1 Шахпазов Р.Г.. Заслуженный врач РД
2. Яхьяев Я.А. Заведующий ТМО г. Дагестанские Огни
3. Эмиргамзаев Н.Г Главный врач Дербентского района
4. Курбанисмаилов Д.К Микрохирург, ныне главврач Белгородской больницы .
5. Курбанисмаилов А.К Главврач пос.Белиджи ,ныне заведующий ФАП с.Гельхен
6. Камалдинов К.М. Начальник мед.службы г. Солнцегорск полковник
Врачи:
Музулов А.Г., Исрафилов Дж.Х., Сайфаев С.М., Рамазанов К.М., Якубова Х. Я. Юнусов Ф.К., Рамазанов Р.А., Бабаева Г.Б., Рамазанов А., Рамазанов М.Р Рамазанов И. Р , Музулов А.Г.
Юристы
Гаджимурадов М.Г. ,Махмудов Ф.М., Гусейнов Р Г , Рамазанов Р.А.
- Джабраилов Г.Д Генеральный директор объединения «Дагюжстрой»
- Эмиргамзаев А.Г. Президент ООО «Химресурс»,Депутат Государственной думы
- Эмиргамзаев Д.Г Глава МО «Курахский район» 2005-2015 гг
- Шахпазов И.Г. Начальник УО 2005-2015 гг Курахского района
- Юнусов К.К. Начальник 6-отдела милиции г. Череповец
- Гусейнов А.Г. Полковник инженерных войск
- Гусейнов Р.Г Начальник ОБХСС ДАССР полковник
- Махмудов Ф.М. Старший следователь по особо важным делам полковник
- Алимов Л.М. Полковник МВД
- Мирзабеков Л..М, Полковник МВД
- Билалов А.Д. Полковник танковых войск
- Гамидов 3.3-. Работал первым секретарем обкома ВЛКСМ г Ростов-на-Дону
Первый секретарь РК КПCC Курахского района.
Председатель обкома профсоюза работников культуры ДАССР
Поэты:
Рамазанов М.Р. Камалдинов М.К. Шабанов Г.Г., Шахпазов С.Т., Хибиев Р.Т.
Абдуллаев М.Г.
Работники сельского хозяйства:
-Гусейнова С.А. - кавалер ордена «Знак Почета».
-Магомедов Г.Р - кавалер ордена Трудового Красного Знамени,
-Мусаев Р. Р. - кавалер ордена «Знак Почёта», медаль «За трудовую доблесть- 1 ой степени», «За трудовую доблесть – 2-ой степени» и «За трудовую доблесть – 3-ей степени»
Гайдарова Селимат Медаль –«За трудовую доблесть»
Работники образования:
- Ахмедов Х.И. - Заслуженный учитель РД.
Воины интернационалисты:
- Мусаев Р.С.
- Магомедрасулов З.Я. - Орден «Красной Звезды» и медаль «За мужество»
- Гаджмахмедов П.Ш.
- Алиев М -
Форма обучения - очная
Цель программмы развития: Создание условий для эффективного развития школы, направленной на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного развития. Формирование открытой инновационной образовательной системы, обладающей высокой конкурентоспособностью, ориентированной на подготовку выпускника, адаптированного к требованиям современного общества.
Задачами Программы являются: 1. развитие современных механизмов и технологий управления общего образования; 2. развитие информационной образовательной среды; 3. развитие разнонаправленного обучения в рамках образовательного комплекса для удовлетворения запроса участников образовательного процесса; 4.формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.
Исполнители программы: Педагогический, ученический, родительский коллектив школы
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике